Проверка на прочность. Избранные произведения из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Выставка Екатеринбургского музея изобразительных искусств «Проверка на
прочность» представляет избранные произведения XIX-ХХ веков из собрания музея и является
одним из двух флагманских проектов,которыми открывается программа российского
межмузейного обмена «Резидент» в павильоне «Рабочий и колхозница».
«Проверка на прочность» посвящена индустриальной теме в искусстве Урала и опыту ее
прочтения в рамках коллекции музея. Во многом эта тема возникла в тесной связи уральского
искусства с промышленностью и традиционных художественных промыслах, в которых
необычное место занимает сам творец-художник. В советский период образ «рабочего-
художника» занимает особое место в уральской живописи и графике. Достаточно вспомнить
картину Германа Метелева «Рабочее утро» (1968-1969), где идущий с этюдником художник
воспринимается наравне с рабочими, спешащими на завод. Так, важным критерием оценки того
или иного произведения в уральском искусстве всегда была ее «сделанность», степень
Первый этаж выставки посвящен взаимодействию человека и природы, которую он
преобразует своим трудом, что находит отражение в произведениях уральских живописцев и
графиков, посвященных историческому прошлому Урала, незаурядным личностям, сыгравшим в
нем особую роль, величественной природе, героям легендарных уральских заводов. Здесь
представлены также ранние опыты художников в индустриальной теме и период больших
индустриальных строек 1920х—1930-х годов, причем Урал первых пятилеток попадает в поле
зрения не только местных, но и приезжих московских и ленинградских художников: Юрий
Пименов, Самуил Адливанкин, Александр Лабас и др.. Среди таких работ особое место
занимают индустриальные и городские пейзажи. Художников привлекают грандиозные
панорамы заводского строительства, преобразующего ландшафт (С. Петров, Ф. Лехт);
впечатляющие масштабы промышленных корпусов (В. Васильев «Домна Нижне-Салдинского
завода»); просторные цеха, оборудованные новыми машинами и техникой (А. Лабас «Уральский
завод»); новостройки, меняющие городскую среду и символически обозначающие начало новой
современной эпохи (В. Крайнев «Строительство Городка Чекистов»; В. Васильев «Свердловск.
Важной составляющей выставки будет зал, посвящённый сказам Павла Бажова в
интерпретации уральских художников второй половины XX века. Подарив Уралу свою
мифологию, всевозможных представителей «уральской хтони»: от Хозяйки Медной горы и
Огневушки-поскакушки до Великого Полоза.
Внутреннее сопротивление художника в позднесоветском уральском искусстве — тема
второго этажа. Здесь мы увидим работы, не связанные напрямую с индустриальной темой, —
оттепельные лирические акварели, автопортреты художников и портреты их друзей, картины
периода «перестройки», отразившие нарастание внутренних социальных противоречий и
закончившихся крахом советской власти. Особую роль в художественной жизни Свердловска и
самого музея играл Миша Брусиловский, творчеству которого будет отдан небольшой зал внутри выставки.
С помощью архивных фотографий и видеофильмов кураторы попытаются погрузить зрителя в атмосферу
своеобразного художественного сообщества города, в которое входили многие живописцы,
графики и скульпторы, чьи работы представлены в экспозиции (Геннадий Мосин,
Виталий Волович, Герман Метелев, Андрей Антонов, Светлана Тарасова,
Анатолий Калашников и др.). Эти художники, со сложностями «пережившие» непростой период
советской власти, прошли настоящую проверку на прочность и явились воплощением стойкости
личных убеждений.
Особое место в экспозиции займут образцы Невьянской иконописной школы,
возникновение и развитие которой в старообрядческих центрах Урала явилось во многом также
следствием проявления идеи сопротивления — не только в художественном, но и в духовно-
религиозном аспекте. C помощью мультимедийных технологий зритель сможет познакомиться и
со знаменитым Каслинским чугунным павильоном, выполненным к началу Всемирной выставки
1900 года в Париже, а теперь ставшим своеобразной визитной карточкой екатеринбургского
музея.
О Екатеринбургском музее изобразительных искусств
Екатеринбургский музей изобразительных искусств (до 1988 года Свердловская картинная
галерея) основан в 1936 году, хотя история коллекций восходит к последней четверти XIX века
и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания. В довоенные
и послевоенные годы собрание пополнялось через передачу произведений из Государственного
Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, столичных
закупочных комиссий, а также от частных коллекционеров и из мастерских художников. В годы
Великой Отечественной войны музей принял эвакуированные из осажденного Ленинграда
коллекции Эрмитажа, сотрудники которого оказали огромное влияние как на формирование
коллекции и научную деятельность музея, так и на культурную жизнь города. Музей известен
своим собранием авангарда, в которое входят произведения Казимира Малевича, Василия
Кандинского, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, коллекцией камнерезного, ювелирного
искусства и каслинского художественного литья (в экспозиции представлен знаменитый
Каслинский чугунный павильон, удостоенный Гран-при парижской Всемирной выставки 1900 года),
русской и западноевропейской живописью и скульптурой, а также коллекцией наивного искусства,
которую в 2015 году в дар музею передал действующий мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. В
ближайшие годы на базе музея откроется создаваемый Государственным Эрмитажем культурно-
просветительский центр «Эрмитаж-Урал».
О проекте «Резидент»
Проект «Резидент» — программа российского межмузейного обмена, запущенная ВДНХ в 2018
году. В рамках каждого из экспозиционных блоков — «Москва» и «Россия», которые будут
демонстрироваться параллельно, ежегодно будет представлено несколько выставочных
проектов.

Зеркало жизни. Бытовой жанр в искусстве Голландии и Фландрии XVII века

с 22.10.2016

по 15.12.2016

Екатеринбургского музея изобразительных искусств. ул. Воеводина, 5.

подробнее

Наука побеждать. Военная история России в изобразительном искусстве

с 02.11.15

по 06.05.16

ФГУК «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

подробнее

Выставка «Волшебный свет Ивана Шультце»

с 17.02. 2017

по 02.05.2017

Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов

 

подробнее